СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» увеличит внутренний и внешний транзит Казахстана с помощью системы «НОМАД»

СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» увеличит внутренний и внешний транзит Казахстана с помощью системы «НОМАД»
Наша команда участвует в крупном и экономически значимом проекте – разработке информационной логистической системы «НОМАД» для свободной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота». НОМАД упростит и ускорит работу всех участников логистического процесса, что повысит скорость работы пунктов пропуска транспорта и скорость получения необходимых услуг при ввозе товаров.

Логистическая СЭЗ – специальная экономическая зона. Она создана на территории Казахстана и прилегает к пункту пропуска через государственную границу.
  • Товары, которые ввозят на территорию логистической СЭЗ проходят процедуру свободной таможенной зоны без таможенного декларирования.
  • На территории СЭЗ можно разгрузить и перегрузить товары, заменить транспортное средство без дополнительных затрат, связанных с таможенным декларированием.
  • СЭЗ упрощает помещение товаров под таможенную процедуру - достаточно заключить с резидентом логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию товаров и связанных с таким хранением грузовых операций.
Основной вектор развития СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота» - увеличение транзита. Не только сквозного транзита через Казахстан, но и внутреннего, когда СЭЗ используется как логистический центр для таможенной очистки и дальнейшей доставки товаров по территории ЕАЭС. Увеличение транзита ускорит динамику развития и потянет за собой остальные отрасли региона.

Для реализации этой цели руководство СЭЗ приняло решение – создать единую информационную логистическую систему «НОМАД».«Перед нами стоит задача развить транзитный потенциал нашей страны. Помимо имеющегося в Казахстане физического коридора для транзита, успешное развитие логистики требует информационного обеспечения и инфраструктуры. Сегодня это необходимость, без наличия которой не будет эффективного развития. Без такой информационной системы Казахстан – темное пятно на карте.

Перед нами ставят задачи, которые ранее не ставили ни перед кем. Только автомобильного транспорта мы должны обрабатывать до 200 единиц в сутки, а без автоматизированного процесса это невозможно» — отмечает Бахтияр Удербеков, заместитель генерального директора по логистике Специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота»

Решение

Основные проблемы в процессах СЭЗ — влияние человеческого фактора на скорость работы и необходимость дублирования информации в разных источниках и разных людям.
Цель проекта — создать единую интегрированную информационную систему, ускоряющую работу всех участников логического процесса.
Участники процесса — администрация СЭЗ, участники и сотрудников СЭЗ, инвесторы и другие заинтересованные лица.

Задачи системы:
  • Обеспечить возможность получения всей необходимой информации в режиме «одного окна» — от разрешительных документов от государственных органов до бронирования отеля и вызова такси;
  • Обеспечить связи между всеми заинтересованными лицами;
  • Автоматизировать процессы таможенного контроля и регистрации;
  • Ускорить работу основных процессов;
  • Автоматизировать процессы работы с резидентами и инвесторами СЭЗ;
  • Обеспечить контроль перемещения товаров и грузов;
Основные требования к системе:
  • Возможность расширения функционала;
  • Высокая скорость работы;
  • Возможность интеграции с различными информационными системами;
  • Безопасность и защита передаваемых данных;
  • Возможность кросс - базовых запросов;
В жизни это выглядит так: «НОМАД» считывает информацию при въезде транспорта, затем собирает информацию по пути следования и на выходе выдает электронный журнал для таможни с данными по габаритам, радиационному контролю и т.д.

При разработке системы мы учитываем мировой опыт и долгосрочную стратегию развития системы и консультируемся с одним из крупнейших мировых операторов - компании Dubai Port World (DP World). Компания владеет 77 терминалами в 40 странах мира и находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера компании Dubai World, принадлежащей правительству ОАЭ.

Дополнительные выгоды от внедрения системы:

  • Владельцы перевозимых товаров снижают стоимость страхования груза и страховые выплаты. Они видят свой товар в любой точке следования - процесс прозрачен и риски минимальны.
  • Владельцы перевозимых товаров снижают стоимость страхования груза и страховые выплаты. Они видят свой товар в любой точке следования - процесс прозрачен и риски минимальны.

Итоги разработки:

Автоматизированы АВТО и ж/д КПП.

Система полностью автоматически работает, собирает и обрабатывает все необходимые данные. Автоматизированы все процессы на КПП.

Для АВТО:

  • Управление светофорами и шлагбаумами;
  • Распознавание номеров транспортных средств (ТС);
  • Фиксация прибывших ТС и определение направления движения;
  • Выгрузка данных в режиме реального времени.

Для ж/д:

  • Идентификация тревожных событий;
  • Статическое и динамическое взвешивание;
  • Сопоставление веса при въезде и выезде;
  • Поддержка маневрирования состава по весам;
  • Формирование справок о взвешивании;
  • Контроль перегрузки и недогрузки ТС.

Создано Единое окно

Решены задачи по созданию единого информационного пространства и упрощения работы всех участников процесса.
  • Онлайн сопровождение участников СЭЗ;
  • Взаимодействие с государственными органами;
  • Услуги для партнеров;

Разработан Мониторинговый центр.

Мониторинговый центр – закрыл задачи в области анализа, обработки и визуализации данных, сбора информации для принятия решений и обеспечения информационной безопасности.

Мониторинговый центр обеспечивает руководство необходимыми инструментами управления.
  • Наличие актуальной информации для ежедневного планирования и принятия решений;
  • Управление рисками;
  • Мониторинг показателей производительности служб (KPI);
  • Анализ эффективности процессов;
  • Мониторинг динамики реализации проектов;
  • Учет товаров, помещенных под льготный налоговый режим;
  • Сбор и анализ статистической информации о транзитных товарах.

Реализовано Управление АХД.

  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Электронный документооборот;
  • Управление персоналом;
  • Управление бюджетом;
  • Казначейство;
  • Управление коммунальным хозяйством.

Создан Внутренний портал.

  • Бухгалтерский и налоговый учет;
  • Электронный документооборот;
  • Управление персоналом;
  • Управление бюджетом;
  • Казначейство;
  • Управление коммунальным хозяйством.
Организована библиотека внутренних документов и пространство для внутренних коммуникаций.

Плановые результаты

Сейчас система находится на этапе тестирования и определены плановые количественные и качественные показатели по каждому направлению.

1. Мониторинговый центр

  • Предотвращение попыток хищения и подлога документов
  • Снижение рисков коррупционных правонарушений

2. Единое окно

  • Сокращение затрат участников при регистрации с 2000 до 200 евро

3. Управление КПП

  • Сокращение времени прохождения транспорта через КПП с 10 мин. До 20 сек.

4. Управление АХД

  • Сокращение издержек на персонал
  • Автоматический контроль хозяйственных операций

5. Внутренний портал

  • Соответствие международным стандартам

Планы на будущее

Мы заканчиваем функциональное тестирование и переходим к нагрузочному тестированию.  
В ближайших планах подключение других портов Казахстана и Каспия.
В перспективе планируется интеграция в мировую систему портов. Обеспечить безопасность цепи поставок и снизить простой транспорта на границах путем внедрения технологий «GreenCustom - Зеленая таможня», основанных на электронном документообороте.
Специальная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота»
СЭЗ стратегически расположена на границе между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой, на казахстанской территории.  СЭЗ создана с целью повышения экспортно-транзитного потенциала Казахстана в Евразийском регионе, развития компетенций в сфере глобальной  логистики и привлечения зарубежных инвестиций.

  • Площадь в 600 га
  • 4,500 га земли находится в резерве
  • С июля 2015 года введен в эксплуатацию Сухой порт
  • Логистическая и производственная зона
Разработка ИС  свободно-экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота». В рамках проекты выполненные следующие задачи:
  • Полная автоматизация процессов регистрации транспортных средств (авто/ж. –д.) въезжающих/выезжающих на территорию СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», со снятием всех необходимых параметров (вес, габариты, время въезда/выезда)
  • Контроль над перемещением товаров/грузов с привязкой к автотранспортному средству между зонами СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», так как действуют разные таможенные.
  • Оптимизация времени проведения операций (входной/выходной таможенный контроль).
  • Создание принципа одного окна для Управляющей компании «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», с целью удобства мониторинга за деятельностью участников СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».